О применении понятий «Бюджетный учет» и «Бухгалтерский учет» в бюджетных учреждениях

Шешукова Т.Г., Разуваева К.В.
Пермский государственный университет

В статье на основе исследования ключевых аспектов бухгалтерского и бюджетного учета доказывается равнозначность словосочетаний «бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях» и «бюджетный учет в бюджетных учреждениях». Уточняется существующее сегодня в законодательстве РФ определение бюджетного учета.

В учебной литературе достаточно часто можно встретить словосочетания «бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях» либо «бюджетный учет в бюджетных учреждениях». Возникает вопрос о равнозначности данных понятий. Являются ли данные словосочетания синонимами?

Базисным словом в обоих случаях является «учет». Обратимся к экономическому словарю, согласно которому учет – это отражение хозяйственной или иной деятельности предприятия на основании документов в различных измерителях (количественных и (или) качественных). Учет является составной частью управления экономическими процессами и объектами. Сущность учета состоит в фиксации их состояния и параметров, сборе и накоплении сведений об экономических объектах и процессах, отражении этих сведений в учетных ведомостях [1, с. 769].

Изначально необходимо провести сравнительный анализ словосочетаний «бухгалтерский учет» и «бюджетный учет» вне зависимости от бюджетных учреждений. Для рассмотрения понятия бухгалтерского учета воспользуемся Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон №129-ФЗ) [3]. При рассмотрении понятия бюджетного учета обратимся к Приказу Минфина России «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (далее – Инструкция №148н) [4] и Бюджетному кодексу РФ (далее – БК РФ) [5].

Какова же сущность определений? Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций [3].
Бюджетный учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства [5, глава 25, ст. 264.1].

Бюджетный учет ведется не только в бюджетных учреждениях, но и в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных и территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, в иных некоммерческих организациях, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не являющихся участниками бюджетного процесса, осуществляющих ведение бюджетного учета, в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (органы казначейства), а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение бюджетов. Инструкция №148н устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Законом №129-ФЗ, нормы которого являются обязательными, но сущности понятия бюджетного учета и особенностей его ведения он не раскрывает.

Таким образом, в законодательстве РФ существует определение бюджетного учета, которое не указывает на его непрерывность. Определение бюджетного учета может иметь следующую интерпретацию. Бюджетный учет – это непрерывная, упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов, обязательств и финансовых результатов, осуществляемая участниками бюджетного процесса.
Система синтетических и аналитических счетов бюджетного учета представлена на рис. 1 [2].

Структура счета бюджетного учета

Синтетические счета бюджетного учета позволяют формировать информацию таким образом, чтобы заинтересованные пользователи могли составить представление об общем количестве, структуре и движении активов – в зависимости от их ликвидности и периода использования в производстве (оборотные или внеоборотные); структуре и движении пассивов. Для целей оперативного учета и для организации осуществления действенного внутрихозяйственного контроля необходима более точная детализация данных. Для этих целей вводятся счета аналитического учета. Фактически разработана пятиразрядная структура счетов, в которой предусмотрено три разряда для синтетического счета и два разряда для аналитического счета [2]. Синтетические и аналитические счета берут начало из теории бухгалтерского учета.

В определениях бухгалтерского и бюджетного учета схожи объекты учета. В бухгалтерском учете это имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Объектами бюджетного учета являются нефинансовые и финансовые активы, обязательства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

При рассмотрении задач бюджетного учета основное различие с бухгалтерским учетом лежит в масштабах его распространения. В бухгалтерском учете задачи замыкаются на уровне организации. Задачи бюджетного учета в действующем законодательстве четко не сформулированы. Ранее в Приказе Минфина РФ от 17.02.1999 г. №15н «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов» (утр. силу) определялись следующие задачи бюджетного учета:

  • формирование полной и достоверной информации об исполнении федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
  • обеспечение контроля за соблюдением законодательства по использованию средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
  • обеспечение составления необходимой отчетности для исполнительных и представительных законодательных органов власти соответствующего уровня;
  • обеспечение информацией, необходимой иным внутренним и внешним пользователям.

Неоспоримой (классической) задачей для бюджетного учета остается формирование полной, достоверной (целесообразно добавить, своевременной) информации об исполнении федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Данная задача масштабна, поскольку ориентирована на контроль исполнения одного из главных документов страны –бюджета.

Поскольку бюджетный учет осуществляют ряд участников бюджетного процесса (в т. ч. и бюджетные учреждения), то целесообразно детализировать задачи для каждого из них. В рамках данной статьи рассмотрим задачи бюджетного учета для бюджетных учреждений.

Для бюджетного учреждения весьма актуальны следующие задачи:

  • формирование полной, достоверной и своевременной информации о деятельности учреждения и его имущественном положении;
  • формирование полной, достоверной и своевременной информации о движении бюджетных средств, средств, полученных от предпринимательской деятельности, и средств целевого финансирования;
  • предотвращение отрицательных результатов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Первая задача является основной, поскольку охватывает всю деятельность учреждения, а вторая и третья задачи ее конкретизируют.

Далее целесообразно остановиться на требованиях, предъявляемых к бухгалтерскому и бюджетному учету.

В соответствии с Законом №129-ФЗ бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в рублях; имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у организации; учет ведется организацией непрерывно; ведение бухгалтерского учета осуществляется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без пропусков или изъятий. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации (ст. 264.1 БК РФ). Средства от внебюджетной деятельности учитываются обособленно от бюджетного финансирования. В остальном ведение бюджетного учета основывается на принципах бухгалтерского учета: двойная запись на взаимосвязанных счетах бюджетного учета, данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета, принцип непрерывности и т. д.

В соответствии с Инструкцией №148н государственная учетная политика реализуется через:

  • план счетов бюджетного учета;
  • порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;
  • перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (приложение №1 к Инструкции);
  • иные вопросы организации бюджетного учета.

Нет единого документа, в котором были бы сформулированы четкие требования к бюджетному учету. Разработаны и обязательны для применения: «бюджетный план счетов» с «бюджетной классификацией». Фраза «иные вопросы организации бюджетного учета» является достаточно неопределенной.
Бюджетным учреждениям целесообразно формировать рабочий план счетов, поскольку в Инструкции №148н представлен полный перечень счетов, который используется всеми участниками бюджетного процесса.

Как в бухгалтерском учете, так и в бюджетном учете существуют определенные правила по принятию первичных учетных документов к учету. В бухгалтерском учете первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать ряд обязательных реквизитов.

В соответствии с Инструкцией №148н все хозяйственные операции, проводимые учреждениями, финансовыми органами, органами казначейства, оформляются первичными документами, приведенными в приложении №2. Первичные учетные документы, поступающие в учреждение в качестве оправдательных документов на осуществленные им хозяйственные операции, в рамках установленного в Российской Федерации обычая делового оборота принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству Российской Федерации правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, также должны содержать обязательные реквизиты. Для ведения бюджетного учета в учреждениях, финансовых органах, органах казначейства применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели, приведенные в приложении №3. Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также правила их ведения утверждаются финансовым органом.

Таким образом, требования к первичным учетным документам в бухгалтерском и бюджетном учете аналогичны. Но для целей бюджетного учета для участников бюджетного процесса разработаны специальные формы первичных документов.

Проанализируем ранее действовавшие Инструкции по бюджетному учету и действующую Инструкцию №148н на наличие словосочетания «бюджетный учет» и его сущность за период 1993–2008 гг. (табл. 1).

Бюджетный учет в законодательстве РФ за период 1993-2008 гг.

Таким образом, словосочетание «бухгалтерский учет в бюджетном учреждении» подразумевает ведение бюджетного учета, т. к. если учреждение имеет статус бюджетного, то автоматически оно обязано вести учет в соответствии с бюджетным планом счетов, кодами бюджетной классификации (КБК), кодами операций сектора государственного управления (КОСГУ), применять формы первичной учетной документации, разработанные для участников бюджетного процесса, и формировать бюджетную отчетность. Бюджетный учет основывается на принципах бухгалтерского учета: двойная запись, инвентаризация, оценка, но с собственными правилами признания в учете активов и пассивов.

Можно отметить, что специфика ведения бухгалтерского учета существует не только в бюджетных учреждениях, но и в кредитных, страховых и в ряде других (табл. 2).

Нормативные акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета в различных организациях

Как правило, при ведении учета в кредитных и страховых организациях говорят о бухгалтерском учете в банках или бухгалтерском учете в страховых организациях. Не используются словосочетания «банковский учет» или «страховой учет» в отличие от распространенного «бюджетного учета».

Таким образом, целесообразно остановиться на словосочетании «бухгалтерский учет в бюджетном учреждении», исключив понятие «бюджетный учет» (как в отношении бюджетных учреждений, так и в отношении других участников бюджетного процесса). Это будет способствовать разгрузке понятийного аппарата и исключит вероятность недопонимания при одновременном использовании обоих понятий.

27.05.2007


Список литературы:

  1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. Издание 2-е, перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2006. – 860 с.
  2. Захарьин В.Р. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: новые правила ведения учета: практ. пособие. – 4-е изд.,
    доп. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 386 с.
  3. Федеральный закон от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. 23.11.2009). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Приказ Минфина России от 30.12.2008 №148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (ред. от 30.12.2009). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 30.04.2010). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Приказ Минфина России от 13.11.2008 №128н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ» (ред. от 09.11.2009). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Приказ Минфина РФ от 08.12.2003 №113н «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, предоставляемой в порядке надзора» (ред. от 09.04.2002). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  8. «Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» (утв. ЦБ РФ 26.03.07 №302-П) (ред. от 11.12.2009). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  9. Указание ЦБ РФ от 12.11.2009 №2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в ЦБ РФ» [8]. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  10. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (ред. от 18.09.2006). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  11. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (ред. от 18.09.2006). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  12. Приказ Минфина РФ от 04.09.01 №69н «Об особенностях применения страховыми организациями плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  13. Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 №25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (утр. силу). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  14. Приказ Минфина РФ от 26.08.2004 г. №70н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (утр. силу). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  15. Приказ Минфина РФ от 30.12.1999 №107н «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных
    учреждениях» (утр. силу). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  16. Приказ Минфина РФ от 17.02.1999 №15н «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов» (утр. силу). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  17. Приказ Минфина РФ от 03.11.1993 №122 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете» (утр. силу). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ВЕСТНИК ОГУ №5 (124)/май 2011

Рубрика: Метки: