Бухгалтерский учет в бюджетных организациях на современном этапе совершенствования правового механизма бухгалтерского учета и отчетности

Р.В. Качалина, кандидат экономических наук, доцент, НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия»
Н.Б. Иванова, кандидат экономических наук, НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия»

Рассмотрены  вопросы  совершенствования  бухгалтерского  учета  в бюджетных организациях на этапе изменения законодательства в области бухгалтерского учете и отчетности и установления единых требований к бухгалтерскому (финансовому) учету и отчетности.

По  действующему  в  России  законодательству  юридическим  лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении  или  оперативном  управлении  обособленное  имущество  и  отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ) [1]. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

По целям деятельности в гражданском праве выделяются [2] коммерческие и некоммерческие организации.

При этом и коммерческие, и некоммерческие организации могут быть созданы любым из субъектов экономической деятельности: государством, физическим лицом или группой субъектов.

Отличительной особенностью государства как участника экономических отношений является его двоякая роль: гарант стабильности социально-экономической обстановки в стране и субъект экономической деятельности [3].

В первом случае государство, выполняя свои основные функции, вводит в действие определенные институты и органы, составляющие сеть бюджетных учреждений.

Согласно Федеральному закону от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ) с 01.01. 2011 г. государственное или муниципальное учреждение может быть автономным или казенным учреждением.

Казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы в соответствии с пп. «е» п. 1 ст. 13 Закона №83-ФЗ. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества согласно п. 5 ст. 5 Закона №83-ФЗ. Также оно не имеет права представлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. В соответствии с п. 21 ст. 13 Закона №83-ФЗ казенному учреждению не представляются субсидии и бюджетные кредиты. Казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц согласно пп. «г» п. 14 ст.6 Закона №83-ФЗ.

Часть 1 ст. 31 Закона №83-ФЗ предусматривает создание федеральных казенных учреждений путем изменения типа следующих федеральных государственных учреждений:

  • управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
  • учреждения, исполняющие наказания; следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
  • специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • учреждения МВД РФ, Главного управления специальных программ Президента РФ, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, специальные, воинские, территориальные, объективные подразделения Федеральной противопожарной службы МЧС России, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
  • психиатрические больницы (стационары) специализированного типа.

Бюджетное учреждение – это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий, соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в соответствии с п. 5 ст. 6 Закона № 83-ФЗ.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Согласно п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ, оно вправе распоряжаться самостоятельно остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, если иное не установлено законом. Бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их представления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущество, указанное в законе, в уставный (складочный) капитал хозяйственных организаций или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника в соответствии с пп. «г» п. 14 ст. 6 Закона № 83-ФЗ.

Автономное учреждение – это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) в редакции Закона № 83-ФЗ.

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом. Согласно п. 5 ст. 5 Закона №83-ФЗ. оно вправе распоряжаться самостоятельно остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, если иное не установлено законом. При этом автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить недвижимое имущество, а также находящееся у него особо ценное движимое имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц, за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, Национального библиотечного фонда в соответствии с пп. «в» п. 2 ст. 23 Закона №83-ФЗ.

Согласно пп. «б» п. 8 ст. 6 Закона № 83-ФЗ и ст. 6 Закона № 174-ФЗ основным объединяющим признаком для всех бюджетных учреждений является то, что учредителем такого учреждения могут быть только Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование. Другим общим признаком для бюджетных учреждений является перечень видов деятельности, который учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, и этот перечень должен содержаться в уставе на основании ст. 7 Закона № 83-ФЗ. Также сохраняются ограничения на распоряжение имуществом бюджетного учреждения в зависимости от типа учреждения.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

  • оплату труда;
  • перечисление страховых взносов;
  • трансферты населению;
  • командировочные и иные выплаты работникам;
  • оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным и муниципальным контрактам;
  • оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных и муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 200 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных и муниципальных контрактов.

Основные функции бюджетной организации вытекают из целей ее создания – выполнение управленческих, социально-культурных, научнотехнических или иных функций некоммерческого характера, носящих общественно-значимый характер. Все бюджетные учреждения относятся к категории юридических лиц, имеющих специальную правоспособность, что предполагает возможность осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые прямо указаны в законе.

В отличие от других типов учреждений имущество бюджетных учреждений не имеет полной имущественной и организационной особенности от казны, что отражает их зависимость от учредителя.

Это проявляется при планировании источников финансирования этих учреждений, поскольку в режим сметы доходов и расходов включаются все виды денежных поступлений: финансирование из бюджета и доходы от неосновной деятельности. Так же, как и остальные виды учреждений, бюджетное учреждение не вправе использовать по своему усмотрению денежные средства, иное имущество, переданное учредителем. Это имущество может использоваться только для реализации целей, поставленных учредителем.

Ресурсное обеспечение бюджетных учреждений предполагает использование нескольких каналов.

В соответствии со спецификой деятельности бюджетных учреждений существуют свои особенности каждого способа их ресурсного обеспечения:

  • бюджетное финансирование (полностью или частичное);
  • получение доходов от неосновного для бюджетного учреждения вида деятельности, получение доходов от предпринимательской деятельности (при условии, что эта деятельность является легитимной). Бюджетное учреждение также вправе получать штрафные санкции и иные внереализационные доходы. Могут быть еще поступления в виде добровольных взносов, но это явление редкое. Помимо уставной деятельности, бюджетные учреждения вправе получать доходы в разовом порядке от продажи основных средств, иного имущества.

Однако в случае разрешенных сделок по продаже имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями, полученные доходы, согласно ст. 43 Бюджетного кодекса РФ подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Исходя из целей создания бюджетных учреждений (предназначение их для выполнения функций публичного характера), к основному методу формирования источников их деятельности следует отнести финансирование из бюджетов или государственных внебюджетных фондов.

В определенных случаях никаких других каналов ресурсного обеспечения, кроме бюджетных источников, не предусмотрено. Именно эта форма денежного обеспечения является нормой, поскольку отвечает самой природе бюджетных учреждений. Этот вид юридических лиц создается не для получения прибыли, а для того, чтобы реализовать расходы [4].

Для различных категорий бюджетных учреждений доля бюджетных средств в структуре их расходов неодинакова. Доля финансирования из бюджета различных групп бюджетных учреждений различается в зависимости от профиля их деятельности, территориального расположения и прочих обстоятельств.

Возможность частичного финансирования учреждения допускается Гражданским кодексом РФ (ст. 120). Но в этом случае оно должно быть наделено соответствующим имуществом, использование которого на правах оперативного управления позволяет учреждению компенсировать недостающую долю финансирования. Альтернативным бюджетным источником в таком случае могут стать доходы за счет потребителей оказываемых учреждением услуг или действий, приносящих доход.

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества является соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование.

Бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. При ведении же приносящей доход деятельности часто бывает необходимо использовать либо распорядиться подобного рода имуществом.

Правовые основы организации бухгалтерского учета и контроля в бюджетных учреждениях осуществляются согласно Бюджетному кодексу РФ, который регулирует бюджетные процессы в России, в том числе вопросы сметного планирования и финансирования в бюджетных организациях.

Другие нормативно-правовые акты, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных исполнительных органов власти, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ. В то же время Бюджетный кодекс РФ устанавливает приоритет международных правовых норм. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ, применяются правила международного договора. Важное место в системе нормативно-правовых актов, регулирующих процесс сметного планирования и финансирования в бюджетных организациях РФ, занимают так называемые нормативы, в которых устанавливаются предельные материальные затраты на определенные виды работ. Эти нормативы могут приниматься на уровне РФ, субъектов РФ, министерства, отрасли, подотрасли и т. д. Данные нормативы используются при сметном планировании, в том числе и в бюджетных организациях.

Точно так же, как и для коммерческих организаций и фирм, в отношении бюджетных организаций бухгалтерский учет представляет упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций [5].

В декабре 2011 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ), который с 1 января 2013 г. пришел на смену Федеральному закону от 21.11.2006 №129-ФЗ. Некоторые положения в новом документе остались прежними. Например, сроки сдачи годовой бухгалтерской отчетности, сроки хранения первичных документов, регистров и других данных бухучета. Вместе с тем появились и нововведения: к примеру, некоторые статьи о ведении учета при реорганизации и ликвидации компаний.

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлены единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Закон направлен на создание правового механизма регулирования учета.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона № 402-ФЗ, с 1 января 2013 г. его применение стало обязательным, в частности для коммерческих и некоммерческих организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, органов управления государственных и территориальных внебюджетных фондов, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, филиалов и представительств иностранных и международных организаций, а также Центрального банка РФ.

В новом законе основные изложения из ранее принятого законодательного акта сохранены. Вместе с тем имеются весьма существенные уточнения, которые необходимо учитывать администрации бюджетных учреждений при организации и ведении бухгалтерского учета и формировании учетной политики учреждения. Рассмотрим наиболее существенные изменения.

В части организации бухгалтерского учета установлены конкретные требования к лицам, которые могут быть приняты на должность главного бухгалтера (уровень образования, практического опыта и отсутствие судимости).

Бюджетные учреждения не указаны в числе организаций, на которые распространяются нормы о требованиях к главному бухгалтеру. Однако соответствующие ограничения могут быть установлены подзаконными актами (приказом Минфина России или ведомственными и отраслевыми распорядительными документами), принятыми в развитии требований нового закона о бухгалтерском учете.

Для учреждений принципиальным является положение п. 2 ст. 2 Закона № 402-ФЗ, в соответствии с которым нормы этого закона применяются при ведении бухгалтерского учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.

В части требований по формированию учетной политики введено определение учетной политики и одновременно исключены положения, устанавливающие состав ее обязательных разделов (рабочий план счетов, правила документооборота и т. д.).

Вместе с тем из норм ст. 8 и некоторых других статей Закона № 402-ФЗ можно сделать вывод, что повышается роль федеральных и отраслевых стандартов. Таким образом, состав и структура учетной политики учреждений, скорее всего, по-прежнему будут регулироваться положениями Инструкции по применению Единого плана счетов и иных аналогичных нормативных актов.

В части первичных документов в Законе № 402-ФЗ отсутствует упоминание об унифицированных формах первичных документов. Таким образом, организации с 2013 г. больше не обязаны пользоваться альбомами унифицированных форм. Однако в отношении организаций государственного сектора сделано исключение: формы первичных учетных документов для них устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В настоящее время данные формы установлены приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н.

В части установления объектов бухгалтерского учета ст. 5 Закона № 402-ФЗ определен новый состав объектов бухгалтерского учета. Данный перечень максимально приближен к составу объектов, которые в настоящее время учитываются в бухгалтерском учете учреждений. В частности, в качестве отельных объектов указаны активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы и расходы. Следовательно, и по элементу бухгалтерского учета бюджетным учреждениям не следует ожидать каких-либо значительных корректировок.

В части проведения инвентаризаций из текста Закона исключен перечень условий, при которых проведение инвентаризации является обязательным. С 2013 г. это определяется, как правило, федеральными и отраслевыми стандартами. Скорее всего, для бюджетных учреждений будет продолжать действовать перечень приведенный в Инструкции по применению Единого плана счетов.

Кроме того, Закон № 402-ФЗ не регламентирует отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации. В нем говорится только, что выявленные расхождения подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Согласно ч. 1, 4 ст. 15 Закона № 402-ФЗ отчетным периодом для готовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно (за исключением случаев создания реорганизации и ликвидации юридического лица), а для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности – период с 1 января по отчетную дату периода, за которой составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно. Таким образом, указание Закона № 402-ФЗ о дате бухгалтерских записей по отражению результатов инвентаризации является весьма размытым и допускает совершение таких записей на любую дату отчетного периода. В то же время такая формулировка не допускает зависимости даты регистрации в бухгалтерском учете результатов инвентаризации от сроков окончания инвентаризации.

Пункт 5.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, устанавливает, что результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором она была закончена, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете. Аналогичная норма содержится в п. 34 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

В части бухгалтерской отчетности сохранена отсылка, согласно которой состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, имеются основания полагать, что в отношении учреждений и дальше будут действовать правила, установленные Приказами Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н, от 28 декабря 2010 г. № 191н.

В части регулирования бухгалтерского учета установлена четырехуровневая структура нормативного регулирования бухгалтерского учета: федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта.

При этом предполагается, что федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению субъектами бухгалтерского учета (с учетом ограничений и исключений, установленных самими стандартами), рекомендации в области бухгалтерского учета применяют на добровольной основе при условии, что они не будут создавать препятствий для ведения организацией ее деятельности. Стандарты экономического субъекта будут разрабатывать и утверждать на уровне хозяйствующего субъекта.

В настоящее время роль отраслевых стандартов в области регулирования учета в учреждениях выполняют инструкции Минфина России, роль стандартов экономического субъекта – учетная политика учреждения и иные приказы и распоряжения руководителя учреждения, уточняющие организацию отдельных элементов бухгалтерского учета в конкретном учреждении.

С высокой степенью вероятности можно предполагать внесения изменений в действующие инструкции, регулирующие организацию и ведение учреждениями бухгалтерского учета и представление ими отчетности.

Значительным отличием Закона «О бухгалтерском учете» является отсутствие в нем норм, регламентирующих периодичность составления промежуточной отчетности, а также содержащих требование составления промежуточной отчетности. Согласно Закону №402-ФЗ промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период (менее отчетного) года. Случаи, когда экономические субъектыобязаны составлять промежуточную отчетность, установлены законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (ч.4 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

Но в то же время Минфин России является органом государственного регулирования бухгалтерского учета. Согласно ч. 1 ст. 30 Закона №402-ФЗ и после 1 января 2013 г. продолжает действовать ПБУ 4/99, п. 48 которого предписывает организациям составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Требование составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность содержится также в п. 20 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгал-терской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.2008 № 34н.

Таким образом, на основании приведенных нормативных документов организации обязаны составлять промежуточную бухгалтерскую отчет-ность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года.

В Законе «О бухгалтерском учете» прямо установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на отчетную дату, т. е. на последний календарный день отчетного периода. Это значит, что в составе годовой бухгалтерской отчетности представляется бухгалтерский баланс на 31 декабря отчетного года, а не на 1 января следующего за отчетным года. Хотя в Законе №129-ФЗ аналогичной нормы не было, организации и раньше составляли бухгалтерскую отчетность по состоянию на отчетную дату, которой считался последний календарный день отчетного периода. Это следовало из п.п. 4, 12,18 ПБУ 4/99.

В настоящее время отсутствует нормативный документ, который бы содержал подробную информацию об особенностях состояния учетной политики для бюджетных учреждений, в связи с этим следует руководствоваться требованиями Федерального закона Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления государственными внебюджетными фондами, государственных академических наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» (в ред. «приказа» Минфина России от 12 октября 2012 г. № 134н).

Бухгалтерским документом называется письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности. Хозяйственные операции фиксируются на бумажных и машиночитаемых носителях информации. Следовательно, документ – это любой носитель информации, с помощью которого хозяйственные операции подвергаются первичной документации.

В соответствии со ст. 9 Закона №402-ФЗ первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным, то непосредственно после его окончания.

Нормы ч. 5,6 ст. 9 Закона № 402-ФЗ практически уравнивают в правах первичные учетные документы на бумажном носителе и в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Если по Закону № 129-ФЗ копия первичного учетного документа, составленного на машинном носителе, в безусловном порядке должна была изготавливаться на бумажном носителе, то согласно Закону № 402-ФЗ бумажная копия электронного документа изготавливается только по требованию контрагента и только в случае, если это предусмотрено договором с ним.

Признание в Законе № 402-ФЗ электронного документа, заверенного электронной подписью, равного документу на бумажном носителе, стало возможным и необходимым после вступления в силу Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Как сказано в ч. 1 ст. 6 Закона № 63-ФЗ, «информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе».

Возможность представления электронных документов (но только составленных по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов) в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи предусмотрена п. 2 ст. 93 Налогового кодекса РФ.

Первичные учетные документы, подлежащие применению субъектами бюджетного учета, подразделяются на 2 группы:

  • отдельные унифицированные формы первичных документов класса 03 «Унифицированная система первичной документации» Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД);
  • специальные формы первичных документов в количестве еще 20 штук, относящиеся к классу 05 «Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций» ОКУД, с указаниями по их применению.

Планом счетов бухгалтерского учета называют систематизированный по установленным принципам перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета. В бюджетных учреждениях для бухгалтерского учета хозяйственных операций применяется план счетов, утвержденный Минфином РФ в составе Инструкции по бюджетному учету в бюджетных учреждениях.

Номер счета плана счетов бюджетного учета состоит из 26 разрядов. При формировании номера счета плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

1–17-й разряд – код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;

18-й разряд – код вида деятельности (например, субсидии на выполнение муниципального задания – 4, приносящая доход деятельность – 2);

19–21-й разряд – код синтетического счета плана счетов бюджетного учета;

22–23-й разряд – код аналитического счета плана счетов бюджетного учета;

24–26-й разряд – код классификации операций сектора государственного управления.

Разряды 18–23 образуют код счета бюджетного учета.

Счета бюджетного учета можно классифицировать по экономическому содержанию по отношению к балансу и по включению в баланс:

а) по экономическому содержанию: счета учета имущества, счета учета денежных средств, счета учета финансовых результатов;

б) по отношению к балансу: активные и пассивные;

в) по включению в баланс: балансовые и забалансовые.

План счетов бюджетной организации состоит из 5 разделов, а также за балансовых счетов. Раздел 1 «Нефинансовые активы» и раздел 2 «Финансовые активы» по отношению к балансу активные; раздел 3 «Обязательства» и раздел 4 «Финансовый результат» – пассивные; раздел 5 «Санкционирование расходов бюджета» не имеет отношения к балансу.

Записи в журналы операций делают по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов.

В настоящее время для организаций государственного сектора Приказом Минфина России от 15.12.2010 №173н утверждены формы регистров в соответствии со ст. 165 Бюджетного кодекса РФ. Этим же приказом утверждены следующие документы: Перечень унифицированных форм первичных учетных документов, формы первичных учетных документов; Перечень регистров бухгалтерского учета, формы регистров бухгалтерского учета; Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета включают восемь журналов операций и одну главную книгу – журнал операций с безналичными денежными
средствами; журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками; журнал операций расчетов по оплате труда; журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов; журнал операций с дебиторами по доходам; журнал операций по расчетам с бюджетом по налогам; журнал операций расчетов по выданным авансам; журнал по прочим операциям.

Главная книга должна формироваться на основании данных журналов операций, которые, в свою очередь, должны содержать обязательные показатели, установленные Минфином России. Причем журналы операций, а также главная книга могут формироваться в автоматическом режиме с применением соответствующих программных средств.

Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого.

Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций. По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в главную книгу.

Аналитический учет в бюджетных учреждениях ведется в регистрах бухгалтерского учета – на карточках, в накопительных ведомостях, в книгах.

В настоящее время разрабатываются проекты новых положений по бухгалтерскому учету.

В соответствии со ст. 20 гл. 3 Закона № 402-ФЗ регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
  • динство системы требований к бухгалтерскому учету;
  • упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций:
  • применение международных стандартов как основы федеральных и отраслевых стандартов;
  • обеспечение условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
  • недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

Литература

  1. Гражданский кодекс: офиц. текст. М.: Проспект.2005.
  2. Российское гражданское право: учебник / Под ред. Е.А. Суханова: В 2 т. М.: Статус, 2010.
  3. Экономическая теория: учебник / Под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М.: ИНФРА–М, 2010.
  4. Керимов В.Э. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для вузов. М.: ИТК «Дашков и К», 2011.
  5. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: учебник. М.: Проспект. 2009.

Экономика образования. 2014. №5

Рубрика: Метки: