Реформирование бухгалтерского учета в государственном секторе

О.Ю. Рой

В  настоящее  время  бухгалтерский  учет  в  секторе  государственного управления находится в стадии активного реформирования. В статье рассматриваются вопросы реформирования бухгалтерского учета и в целом бюджетной системы РФ.

В настоящее время бухгалтерский учет в секторе государственного управления находится в стадии активного реформирования. Данная реформа, прежде всего, была начата с реформирования бюджетного процесса в РФ.

Целью реформирования было создание условий и предпосылок для максимального эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Суть реформы заключалась в смещении акцентов управления бюджетными процессами от управления бюджетными ресурсами (расходами) на управление результатами расходов путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса.

Концепцией реформирования бюджетного процесса были определены следующие задачи [3]:

  1. Изменение модели бюджетирования.
  2. Внедрение методики оценки достижения конкретных результатов.
  3. Переход на многолетнее бюджетное планирование.

Для решения поставленных задач реформирование осуществляется по следующим направлениям [3]:

  • реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета;
  • выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
  • совершенствование среднесрочного финансового планирования;
  • совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
  • упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

Реформа бюджетной сферы и сопровождающая ее реформа бухгалтерского учета нацелены на приведении принципов и требований бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствие с условиями деятельности субъектов этой сферы в рыночной экономике, а также с принципами и требованиями бухгалтерского учета и отчетности в других сферах экономики. Таковыми принципами, прежде всего, являются прозрачность, подотчетность и открытость государственных финансов обществу.

Начиная с проекта федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, введена практика формирования аналитического распределения бюджетных ассигнований по государственным программам Российской Федерации.

В 2012 году подготовлено более углубленное аналитическое распределение по подпрограммам (федеральным целевым программам) и основным мероприятиям (ведомственным целевым программам), позволяющее трансформировать «функциональную» структуру расходов федерального бюджета в «программную».

В 2012 году Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования бюджетного процесса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обеспечивающий законодательную основу для формирования бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в структуре государственных (муниципальных) программ.

Кроме того, законопроектом предусматривается установление и распространение единого нового формата классификации видов расходов (применяемого на федеральном уровне и во многих субъектах Российской Федерации с 2012 года) на все уровни бюджетной системы Российской Федерации, что, в совокупности с другими нормами, создает условия для «укрупнения» формата бюджетов и расширения самостоятельности главных распорядителей бюджетных средств при планировании и использовании бюджетных ассигнований с сохранением единства и сопоставимости бюджетной информации. [4]

В развитие положений законопроекта разработан проект новой структуры классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусматривающей интеграцию в структуру бюджетной классификации Российской Федерации программной составляющей (на уровне целевых статей).

В целях обеспечения формирования проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» приказом Минфина России от 18 марта 2013 года № 31н утверждены Указания о порядке применения классификации расходов бюджетов для составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, начиная с бюджетов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

При методической поддержке Минфина России продолжилось внедрение программной структуры бюджетов на региональном уровне.

Приказом Минфина России от 18 марта 2013 года № 31н утверждены Указания о порядке применения классификации расходов бюджетов для составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, начиная с бюджетов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Указаниями установлен принципиально новый подход к формированию целевых статей классификации расходов федерального бюджета, предусматривающий, с одной стороны, интеграцию в структуру кода целевой статьи «программной» составляющей (государственных программ Российской Федерации, их подпрограмм, а также непрограммных направлений расходов федеральных государственных органов). Это позволит, с одной стороны, обеспечить контроль за реализацией государственных программ Российской Федерации в процессе исполнения федерального бюджета, с другой стороны — укрепление целевых статей расходов, позволяющей повысить эффективность управления расходами главных распорядителей средств федерального бюджета.

Кроме того, в 2013 году Минфином России будет обеспечена реализация поправок в Бюджетный кодекс, предусматривающих:

  • внедрение единого нового формата классификации видов расходов (применяемого на федеральном уровне с 2012 года) на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации;
  • закрепление полномочий по установлению кодов целевых статей федерального бюджета за Минфином России (в настоящее время утверждаются в рамках закона о соответствующем бюджете и (или) сводной бюджетной росписи). Это, в частности, позволит утверждать Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации до начала формирования проектов бюджетов на соответствующий финансовый год и плановый период [2].

В 2013 году Минфином России совместно с Федеральным казначейством будет осуществлено проектирование и разработка технологического ядра системы «Электронный бюджет», автоматизирующего функции по обеспечению интеграции, ведению реестров и формуляров, юридической значимости документов и информационной безопасности, а также восьми подсистем системы «Электронный бюджет», три из которых (подсистемы информационно-аналитического обеспечения, управления кадровыми ресурсами и закупками) будут переданы в опытную эксплуатацию.

В целях стандартизации бизнес — процессов в сфере управления государственными и муниципальными финансами, унификации первичных учетных документов — формуляров на основе сформированной методики планируется завершить проектирование бизнес-процессов всех функциональных подсистем системы «Электронный бюджет», осуществить анализ информационных систем и инфраструктуры, разработанных в рамках «Электронного правительства» для определения параметров информационного взаимодействия технологической платформы системы «Электронный бюджет» с Единой системой идентификации и аутентификации, системой межведомственного электронного взаимодействия.

С 2013 года в системе «Электронный бюджет» начинается апробация цикла формирования, консолидации и сбора бюджетной и бухгалтерской отчетности организаций государственного сектора, с постепенным переходом на ее автоматическое формирование при внедрении соответствующих функциональных подсистем. Внедрение технологии централизованного сбора и свода годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации будет реализовано поэтапно, начиная с пилотных федеральных органов исполнительной власти и ряда субъектов Российской Федерации [5].

В рамках реализации Федерального закона о бухгалтерском учете, вступившего в силу с 1 января 2013 года, предусматривается поэтапное утверждение федеральных стандартов организации и ведения бухгалтерского учета сектором государственного управления, разработанных на основе международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора.

В 2013 году планируется принятие прошедших в 2012 году публичное обсуждение проектов федеральных стандартов организации и ведения бухгалтерского учета сектором государственного управления («Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления», «Бухгалтерский учет и отчетность», «Основные средства», «Аренда», «Обесценение») [2].

В целях обеспечения методологической разработки проектов федеральных стандартов организации и ведения бухгалтерского учета сектором государственного управления с привлечением профессионального сообщества, в том числе методических рекомендаций по внедрению утвержденных федеральных стандартов организации и ведения бухгалтерского учета сектором государственного управления предполагается создание при Минфине России Методического совета по стандартам бухгалтерского учета в секторе государственного управления.

В рамках реализации Федерального закона о бухгалтерском учете предусмотрено издание федеральных стандартов организации и ведения бухгалтерского учета сектором государственного управления, разработанных на основе международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора.

В связи с чем Минфином России в 2013 году в рамках реализации проекта «Содействие повышению эффективности бюджетных расходов и обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы» предусматривается разработка следующего этапа проектов федеральных стандартов организации и ведения бухгалтерского учета сектором государственного управления — «Вознаграждение работникам», «Материальные запасы», «Учетная политика, изменения учетных оценок и ошибки», «Отчеты о движении денежных средств», «Доходы государственных (муниципальных) учреждений», «Консолидированная финансовая отчетность», «Представление бюджетной информации в финансовой отчетности» [2].

Согласно положениям законодательства Минфином России совместно с Методическим советом по стандартам бухгалтерского учета в секторе государственного управления будет организовано публичное обсуждение проектов указанных федеральных стандартов профессиональным сообществом с созданием и ведением рубрики на официальном сайте Минфина России.

В 2013 году продолжается реализация реформы системы оказания государственных (муниципальных) услуг и выполнения государственных (муниципальных) функций [1].

Результатом первого этапа реформы стало изменение правового статуса государственных учреждений, внедрение государственных заданий и субсидий на их обеспечение, создание условий для расширения финансово-хозяйственной самостоятельности и повышения ответственности государственных учреждений за результаты своей деятельности. Такие радикальные изменения, включающие, прежде всего, создание трех типов учреждений с разной степенью правовой и финансовой ответственности, не осуществимы без адекватной информационной среды, которую обеспечивает бухгалтерский учет. Насегодняшний день ведение бухгалтерского учета строится в соответствие со спецификой каждого типа учреждений: все государственные и муниципальные учреждения ведут бухгалтерский учет с применением единого плана счетов, но с учетом особенностей своей деятельности.

В то же время использование новых механизмов деятельности государственных учреждений в значительной степени остается формальным.

Необходимо наполнить новые механизмы реальным содержанием, обеспечив их комплексное применение для повышения качества и доступности социально значимых услуг, взаимосвязь государственных программ Российской Федерации и государственных заданий в целях создания условий для повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах.

Таким образом, сегодня в России происходит трансформация национальной бюджетной системы и в частности бюджетного учета, главной задачей которой является обеспечение прозрачности учета и отчетности в целях повышения эффективности бюджетных расходов и качества управления бюджетным процессом в целом. Для выполнения данной задачи необходима гармонизация учетных правил и процедур в отношении всех экономических субъектов. Основным инструментом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе управления остаются Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора.

Список использованной литературы

  1. Государственная программа РФ «Управление государственными финансами» [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 04.03.2013 № 293р. — Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/reforms/budget/
  2. Доклад об основных направлениях деятельности Министерства финансов РФ на 2014-2016 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/reforms/budget/
  3. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов : постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 // Рос. газета. — 2004. —1 июня (№3490).
  4. Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (Проект) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/reforms/budget.
  5. Электронный бюджет [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 20.07.2011 № 1275-р // СПС «КонсультантПлюс».

Информация об авторе

Рой Оксана Юрьевна — старший преподаватель, кафедра бухгалтерского учета и аудита, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.


Байкальский Государственный Университет

Рубрика: Метки: