Оценка эффективности организационной структуры финансовых органов
Оценка эффективности сложных систем управления государственными, региональными и муниципальными финансами представляется непростой задачей. Одним из способов снижения сложности в системах является разделение их на части, решение в которых зачастую найти легче.

Для оценки эффективности системы управления финансами целесообразно выделить ее архитектуру и разделить на уровни в двух направлениях: территориальном и функциональном. Территориальная структура имеет три основных уровня иерархии: федеральный, региональный и муниципальный. Последний делится на районный уровень (городской) и поселковый. Отраслевая структура также имеет иерархический характер – от уровня министерств и управлений до учреждений. Кроме того, на каждом уровне территориальной иерархии можно рассмотреть функциональные информационные системы управления (планирование, исполнение, организация, учет, контроль и анализ), что, соответственно, образует матричную структуру. Таким образом система управления общественными финансами S повторяя общую структуру бюджетной системы РФ имеет сложную матрично-иерархическую структуру:
где rij=1, если подсистема Si включает в себя подсистему Sj; rij=0 в противном случае; i, j = 1,…, Ns; Ns - число подсистем на всех L уровнях иерархии в системе S.

Исследуя эффективность функционирования системы управления на уровне отдельного объекта (региона, муниципалитета, учреждения), следует оценивать его с двух сторон — с внешней и с внутренней. Под оценкой с внешней стороны подразумевается оценка объекта в группе подобных ему объектов.

Под оценкой с внутренней стороны подразумевается оценка эффективности функционирования элементов архитектуры системы каждого объекта (бизнес-архитектура, оргструктура, архитектура информации, ИТ-архитектура и т. п.

При оценке эффективности функционирования организационно-технической системы Финансового органа МО г. Усолье-Сибирское было выявлено, что в среднем в год на одного специалиста ФО, занятого в информационном процессе, приходится около 9,4 тыс. первичных документа. Среднедневной показатель составляет 38 документа на одного специалиста. Средние значения по лучшей практике, полученные в результаты выборок с данных финансовых органов МО Иркутской области, наиболее близким по количеству населения, объему бюджета и структуре бюджетной сети составляют, соответственно, 6 549 первичных документа на одно специалиста в год (среднедневной — 27 документов). Таким образом, можно сделать вывод о том, что производительность труда в ФО города Усолье-Сибирское выше средней производительности труда в ФО, использующих аналогичную технологию обработки информации, на 43%.

Лучшая практика
ФО. г. Усолье-Сибирское
Средневневное количество обрабатываемых документов
26,5128
37,9095
0
10
19
29
38
Лучшая практика
ФО г. Усолье-Сибирское
Документов в год на 1 спец. ФО
9363,6364
0
2500
5000
7000
10 000
6548,6668
Представленные в таблице данные свидетельствуют об одновременном снижении количества специалистов ФО и расходов на содержание ФО.
2012
Расходы
ИТ-бюджет
Численность
6 876
646
17
2013
2014
2015
2016
7 738
7 707
7 254
6 876
663
706
768
876
17
16
14
13
Представленные в таблице данные свидетельствуют об одновременном снижении количества специалистов ФО и расходов на содержание ФО.
По материалам:

  • Отчета о проведении НИР «Исследование информационной системы управления бюджетным процессом МО город Усолье-Сибирское на предмет эффективности ее организации, использования информационных технологий и средств местного бюджета».
  • Доклада «Методология оценки эффективности организационной структуры финансовых органов на примере краснодарского края» на Международной научно-практическая конференции «Экономическое развитие россии: структурная перестройка и диверсификация мировой экосистемы», г. Сочи, 31 января – 4 февраля 2018 г.